Акулово 

    Деревня Акулово (ранее именуемая Акулова) принадлежала княжне А.П. Голицыной, урожденной Строгановой. Говорят князья Голицыны переселили сюда жителей из болотистых земель Московской области.

    Происхождение названия точно неизвестно. На Руси существовало мужское имя Акул (Акула, в святцах – Акила), возможно, селение получило назвали по имени, как многие другие (Давыдово, Демино, Романово). В то же время окулом на Руси называли плутов и хвастунов.

    По данным на 1859 год в Акулово было 54 двора, в которых проживали 586 человек. На период 1882-1888 гг. деревня принадлежала помещику Баташеву.

    В 1906 году в Акулово уже 163 двора с населением  1088 человек (520 мужчин и 568 женщин). В деревне были земская школа, 2 мелочные лавки, маслобойня, шерстобитка, мельница, постоялый двор. В основном, жители занимались работами связанными с лесом: заготовкой дров и пиломатериалов и их доставкой; охотой.
   
Деревня относилась к приходу Успенской церкви, расположенной в селе Курша (Успенское), туда от Акулово шла лесная дорога, протяженностью около 10 км.
   
В самом Акулово находилась часовня святого Михаила Архангела, предположительно построенная в 1861 году. В конце 20 века строение пришло в негодность и в недавнем времени на въезде в деревню проявилась новая часовня.

   По данным на 2017 год в деревне было зарегистрировано 34 человека. 

Воскресенье

    Воскресенская Тума – так раньше называлось село Воскресенье, расположенное на берегу Гавринского озера. Само озеро тоже меняло название: изначально его именовали Красным, потом Воскресенским. Село Воскресенье впервые упоминается в 1629 году в качестве погоста.

   Когда-то в центре села стояла деревянная церковь с двумя пределами – Покровским и Вознесенским. В 1863 году она сгорела, но уже спустя год была отстроена заново.

   К приходу относились деревни Гаврина, Мамасева, Часлова, Уречная, Савинский хутор и Церковный починок (Чечево). Население прихода составляло 2409 человек. В приходе было 2 школы: земская в Гавриной и церковно-приходская в Воскресенской Туме. В штате на 1873 год числились: 1 священник, 1 дьякон м 1 псаломщик. В 18 2 священника, 1 дьякон, 2 псаломщика.

   Ежегодно 10 октября в селе проходила Покровская ярмарка. 

   Само село всегда было небольшим: в 1859 году там было 16 дворов, а население составляло 89 человек. К началу 20 века оно сократилось до 57 человек . Сейчас в Воскресенье живут в основном дачники. Пусто и место, занимаемое прежде церковью. 

Известные священнослужители:

Тимофей 1629 год
Григорий
Иаков Перфильев 1716-1745
Григорий Григорьев р. в 1761
Иоанн Васильев 1771-1802
Дорофей Федоров 1794-1822
Иоанн Андреев 1800-1819
Каллистрат Иоаннов с 15 августа 1802-1832
Иоанн Дорофеев Пальмов с 3 февраля 1822 - 1854
Федор Иоаннов Энейлов с 18 июля 1832 -1851
Гавриил Максимов Георгиевский с 8 ноября 1831 - 1849
Иоанн Сиоиский с 5 марта 1851 -1878
Авдий Симеонов Правдолюбов с 12 декабря 1854 - 1861
Михаил Иоаннов Белнев с 22 августа 1881-1886
Василий Иаковлев  Сапфиров с 7 сентября 1878 - 1888
Георгий Ионович Трофеев с 25 ноября 1884
В 1914 году Андрей Васильевич Иссопов


Гаврино

Деревня Гаврино

    По данным ревизии 1850 года список помещиков, которым принадлежало Гаврино был таков:
- Вышеславцев Николай Ермолаев поручик
- Хлуденев Михаил Николаев-II поручик
- Чекмаревы Петр и Николай Ульяновы

   По списку населённых мест Рязанской губернии 1859 года значится деревня Гаврина при озере Красном (ныне Гавринское) - 41 двор, население 259 человек (163 мужчин и 196 женщин).

   На 1906 год в Гаврино располагалось волостное правление Колесниковской волости, были земская школа и казенная винная лавка. Большинство мужчин занимались плотничеством. Население составляло 554 человека (259 мужчин и 295 женщин), проживающих в 76 дворах. 

    В 2010 году в Гаврино зарегистрировано 15 человек. 

Дмитриево

Деревня Дмитриева

    В 1859 году в деревне 19 дворов, население - 283 человека (150 мужчин и 133 женщины). Большинство мужчин работали пильщиками и углежогами. 
Селение принадлежало коллежскому регистратору Ивану Андреевичу Баташеву. 
По данным переписи 187 года в Дмитриево уже 59 двора, население - 500 человек (243 мужчины и 257 женщин)

    Вот как писал про Дмитриево писатель Борис Можаев:

"Всего в трех верстах отстоит от Малахова село Дмитриеве, но какая разница не только в облике сел, но даже в конструкции изб! У дмитриевцев дома большей частью пятистенные, обшитые тесом, крашенные масляной краской, с резными карнизами, затейливыми наличниками. И даже дом с мезонином есть. И на сельской улице чисто - трава-мурава и палисадники. А в Малахове избы какие-то серые, с подклетом, стиснутые по бокам, с малюсенькими оконцами под самым карнизом. Многие окна волоковые, не растворяются - только отодвигается в сторону одна половинка, точно печная вьюшка. И старики говорят нараспев: "Цао баешь ти", "Живем в избекесь". И грязь посреди села". 

   В 2000 году в Дмитриево была заложена церковь Дмитрия Донского, строительство производилось на средства благотворителей. Церковь представляет собой одноглавый четверик с прямоугольными алтарем и притвором, с звонницей над притвором. Постоянного священнослужителя в деревне нет. Регулярные службы не проходят.

   В 2010 году в деревне были зарегистрированы 29 человек.

Княжи

   Деревня Миленино
В исторических документах фигурирует деревня Меленино (Княжее). По преданию когда-то здесь была ставка мещерского князька Мелени, рядом возникла деревушка и назвали ее в честь князя – Княжее или по имени – Мелени, Меленино (позже в названии буква е заменилась на и). В 19 веке деревню купил отставной ротмистр Иван Иванович Гречихов. По одной из версий в 1861 году (год отмены крепостного права) Гречиховы перенесли Княжи в лес за 8 километров, а землю забрали себе, по другой Гречиховы сами переехали в лес и там образовались Новые Княжи.

    Согласно легенде на этом месте жили разбойники. Говорят до того как их поймали и сослали в Сибирь, они зарыли возле пруда котел с золотом. По слухам их потомки приезжали в Княжи незадолго до революции искать клад. Исход поисков неизвестен.
По данным на 1906 год в деревне Мелении, Новые Княжи, что при речке Байдур было 50 дворов, в которых проживали 401 человек (193 мужчины и 208 женщины). Ближайшая больница находилась в Гиблицах, почта и телеграф – в Гусе Железном. В деревне была школа грамоты, основной род занятия населения –плотники и пильщики. Также Княжи известны своими мастерами колодезниками.

   В своей книге «По дороге в Мещеру» Борис Можаев пишет:
«А в каких-нибудь семи верстах, среди такого же леса угрязло унылыми серыми избами, похожими на колодезные срубы, село Княжи. «Эти – колодезники. Народ смурной. Их, говорят, князь в карты проиграл». И дразнят их в округе: «Иван, завязывай!» Ремесло у них было нелегкое и опасное. Порой копали колодец, копали, а воды все нет. И страшно становилось – а ну-ка стенки колодца завалятся и накроет, прихлобучит землей? Вот и удирали порой колодезники раньше времени, удирали потихоньку из чужой деревни, так и не докопавшись до воды. «Иван, завязывай!» Это значит - пора удирать. Завязывать надо походный мешок»

    Надо сказать, что говорить о непорядочности колодезников не стоит, ведь были ответственные мастера. Владимир Панков в книге «Иду Мещерой» рассказывает о беседе с колодезником Николаем Ивановичем Юдаковым. Вот что поведал мастер о своем ремесле.
    Колодцы рыли зимой, когда вода уходила глубоко и не мешала добраться до основного водоносного горизонта. По первому снегу артели по 4 человека в каждой разъезжались по деревням, из которых все лето поступали заказы. Среди колодезников было негласное разделение на «верхников», которые занимались срубом, но не спускались в шахту и «нижников» - наиболее смелых и опытных людей. Знали они особенности грунтов: глина – воды не жди, песок и камни, значит скоро пойдет влага. Ил, смешанный с песком, копать легко, а в камне пробивать колодец долго – тяжкий труд, зато вода вкусная. Но важен и колодезный сруб – лучший из березы, самый крепкий – дубовый, только вода из него поначалу горчит. А вот вода из соснового сруба – целебная, помогает людям со слабыми легкими.
   В среднем вся эта работа занимала у мастеров 7-10 дней. «Но звезда мастеров-колодезников переменчива. Бывает, что ни на пятые, ни на десятые сутки не открывают они воды. И уходят, засыпая шахту, чтобы начать в другом месте».
    А вот что по-настоящему поражает, так это глубина некоторых колодцев. Юдакову довелось чинить колодец в деревне Гвоздево, который уходил в землю на 55 м! Только представьте какого опуститься так глубоко по узенькой колодезной шахте!
   Нужно отметить, что в советские годы таким мастерам, как Юдаков было непросто, хоть и работал он для людской пользы и получал разрешение директора, но периодически его укоряли «левым» заработком. При этом даже в 20 веке колодезников очень ценили.
    «Все труднее в наше время крестьянину обзавестись колодцем.
Колодезников осталось – раз-два и обчелся. Да и цены подскочили. Раньше с метра брали по двадцать пять рублей, а сейчас и пятьюдесятью не отделаешься. Хорошо еще вода близко, а если потребуется глубокий колодец – в трубу вылетишь, серебряная получится водичка. И все равно идут и идут на поклон к мастеру-колодезнику.
   – А куда им, бедным, деваться, – резонно рассуждает Николай Иванович Юдаков. Колхоз или совхоз колодцы устраивают редко, службе быта до этого нет дела. Предположим, поставили в селе колонки. Только и тогда колодцы закапывать рано. Ненадежная она штука, колонка. Работает только до двадцати градусов мороза. А как поползло ниже – замерзает. Тут и выручает колодец».

   Но Княжи славились не только колодезниками. В былые времена про юных жителей говорили: «Девчонки в 5 классе – уже с часами». Летом леса дарили огромный урожай грибов, на их сдаче и зарабатывали жители.
   «Процедура приемки грибов простая и скорая. Из корзины («обязательно белый к белому, рыжик к рыжику») гриб идет на весы. А потом – «грибы в бочку, а деньги на бочку». Расчет не запутанный: за килограмм белых – рублевка, маслята, подберезовики, подосиновики – полтинник за килограмм.
   Утром рублей на 15 сдает старуха, вечером – на 1. К зиме набегает каждой рублей 600– 700. У нас тут телевизоры, мотоциклы, часы – все грибные да ягодные»
    Был в Княжах и умелец-грибовар Иван Павлович Замилов. До войны служил матросом на крейсере «Красный Кавказ». Оборонял Севастополь в 42-м. Потом воевал в Сталинграде морским пехотинцем. От Волги до моря, до Кенигсберга дошел пешком. После войны взялся было за старое ремесло – рыть колодцы. Однако с ранами рыть колодцы было тяжело. С тех пор стал заниматься грибами.
    « Производство – проще и не придумать! Однако ответственное. Гриб бывает червивый, гриб, бывает, помнут, гриб может попасть ядовитый. Я должен в оба глядеть. Ну и варка тоже – не чай скипятить: промывка в нескольких водах, в меру положи уксус, в достатке корицу, лавровый лист, а главное – с солью не промахнуться!»
    Иван Павлович был не единственным в этих краях грибоваром. Но конкурентов всегда побеждал аккуратностью и добросовестностью в расчетах.
    В свободное время он частенько брался за баян, заводя милую сердцу мелодию «Раскинулось море широко». Не расставался Иван Замилов и с другим атрибутом своего морского прошлого ¬– тельняшкой.
Дом Ивана Павловича и сейчас стоит в Княжах. А окна его украшены наличниками, да непростыми – давний друг знаменитый плотник Замилова Иван Иванович Пушкин из соседней деревни Норино когда-то выточил на своем станке накладные детали — круглые, как крепкие ножки грибов-подосиновиков. 

Колесниково

Деревня Колесниково

   О возникновение деревни Колесниково есть такая легенда: во времена татарского нашествия на Русь в XIII-ХIV века многие жители заокской стороны бежали в мещерские леса и здесь стали появляться небольшие в 3-5 дворов селения.

    Версий возникновения названия несколько. По преданию, жители этих мест в давние времена делали колеса. Но более правдоподобное объяснение таково: деревня до первого пожара, случившегося в середине XIX века, имела расположение улиц в виде колеса. Кроме того, деревня была расположена среди леса, протянувшегося на большое расстояние. Дороги лесные, идущие в деревню, имели массу колесней (вероятно, «колеи» - Бабурин А.): и это, до некоторой степени, могло служить основанием для названия села.

   По данным ревизии 1850 года Колесниково принадлежало коллежскому советнику Никите Кузьмину (Кузьмичу) Зарницыну и надворной советнице Прасковье Ивановне Федоровской. Уже в 1882 году владельцем Колесниково числился Баташев.

    Согласно переписи 1859 года население деревни составляло 515 человек, селение состояло из 56 подворий.

    В сборнике статистических объединений Касимовского уезда 1890 года значится: «д. Колесникова, Яковлевская и Григорнова тож, расположена на ровном месте в версте от р. Курша. Приход в с. Воскресенская Тума. Из промышленных и торговых заведений есть 7 смоляных и 1 винная лавка. Имеется 2 общины крестьян, бывших г. Баталовых и бывших г. Федоровского. Земледелие общинной, поделена по тяглам, собственной земли нет, арендуют у г. Баташова и г. Кастрова». Все вопросы крестьяне решали на сходе, для руководства избирали сельского старосту. Крестьяне сообща строили дороги и мост через Куршу.

    Колесниково было центром Колесниковской волости состоящей из 14 селений, 30 общин (27 крестьянских и 3государственны)
    В 1895 году на средства собранные крестьянами и пожертвованные помещицей Зинаидой Баташвой в деревне построена церковь Михаила Архангела.
   
    По переписи 1897 года в Колесниково проживали уже 652 человека, в 1906 году в селе 106 дворов с населением 853 человека. Большая часть жителей углежоги и плотники. Из значимых объектов в деревне была винная лавка.

    В 1902 году на священническое место к церкви села Колесниково определен Константин Васильевич Бажанов. С 1903 года он же состоял законоучителем сразу нескольких земских школ: деревень Норино, Акулово и села Колесниково.

   С приходом советской власти в 1918 году в Колесниково образован Волостной исполнительный комитет, председателем назначен Ефим Никитович Власов. В ноябре 18 года в Касимовском уезде вспыхнуло восстание. В Гусе-Железном организовали карательный отряд во главе с матросом Иваном Чирковым. Он вспоминал, что его отправили в Колесниковскую и Китовскую волости. Был дан приказ расстрелять каждого 10-го. Однако в Колесниково расстрел не производился, так как крестьяне не были уличены в участии в восстании. Мужиков из Колесниково, Норино и Немятово пороли плетьми и взяли контрибуцию.

    В 1930 начата коллективизация, организован колхоз им. Молотова, первым председателем его был Абрам Григорьевич Лукашов. В колхозе крестьянам не платили. В межсезонье мужики объединялись в артели и уходили на заработки. Работали плотниками, строили дома. Некоторые участвовали в стройке заводов в Москве, гидроэлектростанций в Кашире и Шатуре, павильонов ВДНХ.

    В 1936 году в Колесниково закрыли церковь. Священник Константин Бажанов еще в 1931 году, не имея возможности заплатить заведомо невыполнимые налоги, которыми было обложено советской властью крестьянство и духовенство, был «осужден за невыполнение госообязательств на полтора года лишения свободы». Наказание отбыл полностью. 19 сентября 1937 года он был снова арестован как активный участник контрреволюционной организации. На следствии категорически отверг все обвинения. 6 декабря 1937 года постановлением «тройки» при УНКВД по Рязанской области по ст. 58 п. 10-11 был приговорен к расстрелу. 23 декабря 1937 года был расстрелян в Рязани. Место захоронения неизвестно.
    (Константин Васильевич Бажанов причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.)

    В 1939 году после перепланировки в здании церкви открыли восьмилетнюю школу. До этого дети обучались в нескольких других помещениях.
После войны в 1950 году к колхозу присоединили поселки Минино, октябрь и деревни Дмитриево и Уречное. В 1956 году построили сад-ясли. С 1958 года председателем колхоза назначен Алексей Федорович Воропаев. В пору его руководства присоединены к Колесниковскому колхозу деревни Норино, Миленино, Немятово, Княжи, Гаврино, Часлово. Колхоз переименован в «Россию». В 1965 году Акуловский колхоз Красный рассвет объединен с «Россией»

    В 1956 году в селе появилось радио, в 1965 колхоз приобрел дизельную электростанцию, и на фермах и в домах появилось электричество. Его включали на фермах во время дойки, в домах вечером с 17 до 23 часов. В 1967 году Колесниково подсоединили к общей сети.

   В 1969 году объединили колхозы Колесниковской «Россия» и Малаховский «Маяк» - центром колхоза стало Малахово, директором назначен Анатолий Андреевич Барсуков. В колхозе начали платить зарплату и мужчины перестали уходить на заработки. Велось строительство домом и объектов хозяйства и инфраструктуры.

   В 1973 году «Малаховский» колхоз реорганизуется в два «Малаховский» и «Колесниковский». Директором последнего стал Евгений Александрович Ломсков. В это время построены механические мастерские, картофелехранилища, зерноочистительный пункт, дворы под молодняк КРС. Появилась молодежная улица.

    9 июля 1975 года в Колесниково случился пожар. Сгорели 8 домов. Пожар тушили 6 пожарных машин. За 4 месяца брига плотников построила для погорельцев 4 двухквартирных дома.

    В 1977 оду в Колесниково проведен водопровод, обеспечивающий жителей артезианской водой. С 87-го года организовано регулярной (3 раза в сутки) движение автобуса из Тумы.

    21 декабря 1992 года колхоз реорганизован в товарищество с ограниченной ответственностью, в 1999 в сельскохозяйственный производственный кооператив. В 2005 СПК объявлен банкротом.

    В 2006 году в Колесниково построена новая школа, куда стали возить детей из Акулово, где школу закрыли.
   
   С 2008 года в Колесниково началась газификация.  

   По данным переписи 2010 года численность населения деревни Колесниково  - 254 человека.

Мамасево

   Деревня Мамасево расположена в живописном месте неподалёку от озера Плетень. Первые упоминания вероятно относятся к началу 17 века, происхождение названия доподлинно неизвестно, однако специалисты предполагают, что в основе лежит имя или прозвище первопоселенца или владельца селения.

   По данным ревизии 1859 года деревня Мамасево состояла из 84 дворов, население составляло 284 человека. Владел Мамасево тайный советник и камергер Иван Сергеевич Мальцов, ему же принадлежали соседние Часлово, Меркулово и другие.

   Мамасево относилось к приходу Воскресенской церкви, ближайшая школа находилась в Гаврино и Воскресенской Туме (д. Воскресенье).  

В 1906 году в деревне значится 78 дворов с населением 490 человек.  Основным занятием жителей было плотничество. 

По данным переписи 2010 года в деревне зарегистрировано 11 человек. 

Миленино

    В исторических документах фигурирует деревня Меленино (Княжее). По преданию когда-то здесь была ставка мещерского князька Мелени, рядом возникла деревушка и назвали ее в честь князя – Княжее или по имени – Мелени, Меленино (позже в названии буква е заменилась на и).  Впоследствии Миленино принадлежало помещику Евренкову и какое-то время деревня называлась по его фамилии – Евреиново Говорят, он пересилил сюда семьи четырех евреев – Плетневых, Филиных, Колобашкиных.

    В 19 веке деревню купил отставной ротмистр Иван Иванович Гречихов. Он вернул деревне прежнее название – Миленино. По одной из версий в 1861 году (год отмены крепостного права) Гречиховы перенесли Княжи в лес за 8 километров, а землю забрали себе, по другой Гречиховы сами переехали в лес и там образовались Новые Княжи.

    В имении Гречихова  было 400 десятин пашни и более 500 десятин леса и лугов. Усадьба находилась на окраине Миленина, здесь располагались большой дом, парк с прудами и сад. Со временем сад получил название «Митин» в честь сына Гречихова Дмитрия Ивановича.

    Во время революции имение Гречихов не пострадало, они продолжили жить в своем доме, однако там же находился военкомиссариат. Земля перешла в пользование миленинских, норинских и немятовских крестьян. А в 1924 году дом поджёг миленинский вор Иван Филин, говорят во время пожара он украл некоторые ценные вещи.

А вот имение сына Николая было уничтожено в 1918 году княжескими мужиками - это была месть, за то, что отец Николая выселил их на бесплодные лесные земли...
Гречиховы стали прототипами главных героев романа Анатолия Кима «Отец-лес» – семьи Тураевых.

    По данным переписи 1859 года в деревне 29 двора, в которых проживали 142 мужчины и 133 женщины. В 1906 году 29 дворов с общим населением 128 человек. Уменьшение числа дворов возможно связано с переселением части население в Новые Княжи, расположенные в 8 км от Меленино. 

    По данным всероссийской переписи населения 2010 года в Миленино зарегистрировано 16 человек.

История Миленина написана по материалам из книг краеведа Николая Васильевича Федина. 

Немятово

   Деревня Немятово. Впервые мы побывали здесь около 7 лет назад. Помню как увидев, людей с фотоаппаратами, к нам вышла женщина. Она поинтересовалась откуда мы, а когда узнала, что жарким июльским днём мы прибыли сюда из Ветчан просто, чтобы посмотреть деревню, угостила нас молодыми огурчиками. Она же рассказала нам, где искать дома писателя Кима и краеведа Федина.
   В этом году мы решили ещё раз пройтись по Немятово и освежить впечатления об этой деревне.
Несмотря на то, что в начале 10-х годов сюда провели газ заброшенных домов немало. Но и добротные старые и новые тоже встречаются.

   Первые документальные сведения о Немятово появляются во второй половине 18 века. По данным на 1859 деревня состояла из 14 дворов, население — 137 человек (74 мужчины и 63 женщины). В разное время Немятово принадлежало штабс-капитану Бутурлину, штабс-капитану Гречихову, генерал-майорше
Дриль и штабс-капитану Жеденеву.
Деревня относилась к приходу Казанской церкви, расположенной в селе Шеянки.

   В Немятово было 3 ветряные мельницы, дегтярни и кирпичный заводик. В память о последнем сохранились два дома, построенных крестьянами Кузнецовами. Жители деревни были по большой части плотниками и портными.

   К 1906 году население деревни увеличилось и составляло 419 человек.

  По данным переписи 2010 года число жителей – 14 человек. 

Ново-Савино

    Деревня Ново-Савино ранее именуемая Савинский хутор находится по соседству с деревнями Мамасево, Гаврино, Воскресенье.

    По данным на 1859 год хутор состоял из двух дворов, в которых проживали 15 человек: 9 мужчин и 6 женщин. Поселение относилось к приходу церкви Воскресения Христова, расположенной в селе Воскресенье.

    Со временем деревня расширилась, но по сравнению с соседями оставалась небольшой.

    В 1906 году в деревне уже 7 дворов, в которых проживали человек (29 мужчин и 26 женщин). Основное ремесло как и в большинстве окрестных деревень – плотничество. Также в деревне занимались ткачеством рогожных кульков.

    Сейчас можно насчитать чуть больше десятка домов. А зарегистрирован согласно переписи 2010 град в Ново-Савино всего 1 человек. 

Норино

Деревня Норино (Асташево)

    «Об истории деревни Норино есть такое предание. По мещерской местности проходили татары. На поле, где ныне деревня Анемнясево (15 км от Норино), произошло сражение местного населения с татарским отрядом. Пикой был убит татарский темник (военачальник). Речку, которая протекала рядом, назвали Пикой. Татары двинулись к реке Нарме, разграбили по пути небольшое поселение. Люди бежали и укрылись в норах (землянках). Деревню, возникшую недалеко от Нармы, стали называть Норино»
(Н.В. Федин)

    В 1859 году в Норино 35 дворов с населением 358 человек (184 мужчины и 174 женщины). Деревня относилась к приходу Казанской церкви, расположенной в с. Шеянки.
Принадлежало селение Ивану Андреевичу Баташеву.

    К 1906 году население увеличилось в двое и составляло 702 человека (79 дворов). Большая часть населения плотники и углежоги.

Часлово 

Деревня Часлово.
   По данным на 1859 год там насчитывалось 32 двора, в которых проживали 308 человек. Селение и земли принадлежали тайному советнику и камергеру – Ивану Сергеевичу Мальцову.

   Часлова относилась к приходу Воскресенской церкви, расположенной в соседнем селе. А часловский крестьянин Андрей Борисов в 1869-1879 гг. числился церковным старостой – на его плечи возлагалась ответственность за хозяйственные и финансовые попечения о приходе и храме.

    В 1906 году деревня состояла из 72 дворов,  которых проживало 526 человек.
В деревне были ветрянная мельница, 3 маслобойки, 2 крупорушки. Основная часть населения  плотники.
С приходом советской власти и началом коллективизации в Часлово, как и в других деревнях было неспокойно.

    Из спецсводки окротдела ОГПУ (1930 год):
«В селах Тумского р-на — Гавриловское, Гаврино, Часлово и Уречье жены предъявляли мужьям ультиматум — или выписывайся из колхоза, или давай развод. В своих выступлениях на собраниях середняки и бедняки говорили, что их втягивали в колхоз силой, а раз теперь состоять в колхозе необязательно, то мы и выписываемся. Особенно большое недовольство у кр-н создается на основе того, что в большинстве районов уполномоченные и бригадиры, допустившие в работе грубейшие перегибы и головотяпство, несмотря на директивы ЦК, остались безнаказанными, в лучшем случае к ним применено партвзыскание, в большинстве же ограничились переводом из села в село»

   Пережив первую половины 20 века, деревня продолжала развиваться. За это время она разрослась – если сейчас посчитать дома, то окажется, что их больше полусотни. А вот зарегистрировано по данным на 2010 г. всего 7 человек.

Уречное

Деревня Уречное

    По сведениям 1859 года в деревне было 24 двора, а население составляло 293 человека (138 мужчин и 155 женщин). Уречное относилось к приходу Воскресенской церкви, расположенной примерно в 5 километрах в селе Воскресенская Тума.

    Список помещиков, владевших в разное время Уречным и землями вокруг, очень велик: Васильев, Баташов, Вирязов, Васильев, Александрова, Вагины, Дурнова, Зарницын… Как пишет в своей книге Николай Федин, накануне отмены крепостного права Уречное принадлежало сразу 7-ми помещикам. Из-за этого у крестьян возникло много трудностей, например, луга находились на другом берегу реки, и гнать скот приходилось по чужим землям, что служило причиной конфликтов.

    Жительницы деревни работали няньками у Елизаветы Гречиховой, чья усадьба располагалась напротив Уречного, мужчины уходили на отхожий промысел – деревня славилась хорошими плотниками. Вот как пишет об Уречном Борис Можаев в книге «По дороге в Мещеру»

    «Марка плотника из Уречного ценится высоко, и мастера здесь сохранились еще дивные.
Какое это чудесное село! Стоит оно на пологом берегу лесной речки Нармы; с одного конца подкрались к самым избам тихие камышовые плавни, а с другого подошли высокие красноногие сосны как посланцы царя Берендея.
Подошли и сгрудились перед самой околицей: то ли оттого, что село уже заняли приземистые раскоряченные ветлы - попробуй столкни их, то ли просто залюбовались диковинной резьбой наличников и карнизов уреченских изб.
Какая это резьба! На фоне красных, желтых, оранжевых, голубых стен, обшитых тесом, эти наличники кипенно клубятся, как взбитая пена, сорванная с дальних речных перекатов и застывшая тут навсегда.
- Таких и кружев-то не бывает! - удивляетесь вы.
- Какие там кружева! - обидится иной здешний мастеровой. - Мы режем с понятием да с подвеской, со слеги. А баба крючком вяжет. В кружеве нет
такой чистоты. Одна видимость только. Режут они в самом деле со слеги, то есть подвешивают к свободному концу закрепленной жерди пилку, натягивают ее, второй конец веревки привязывают к подножке. И работают таким образом гибко закрепленной пилой, «выкруживают», как выражаются уреченцы»

   В 1906 году в деревне было уже 68 дворов, население составлял 491 человек. Была в Уречном и школа грамоты

    По данным переписи 2010 года население деревни составляет 8 человек, однако летом в Уречное приезжает много людей. 

Наши контакты

д. Ветчаны Клепиковский район Рязанская область 

vetchany@gmail.com

© Copyright 2021 http://ветчаны.рф/ 
ВЕТЧАНЫ ­­­ СТОЛИЦА КУРШАНСКОГО КРАЯ

Web page was made with Mobirise

We use cookies to give you the best experience. Read our cookie policy.