Эта история началась во второй половине 19 века. В сельце Ветчаны, или, как в те времена его называли - Истомино, жила большая семья зажиточного крестьянина Кузьминова. У них было 11 сыновей, чем и объяснялся их достаток. Жена всегда мечтала о дочери, но Господь посылал ей одних мальчиков.
Однажды зимой в сельцо приехали цыгане. Так, кочуя от деревни к деревне, они переживали холодное время, останавливаясь в крестьянских домах. Обычно они находили пристанище у зажиточных хозяев.
В ту зиму они поселились у Кузьминовых. У одной цыганки была маленькая больная дочка, которая чахла на глазах. Когда гости собрались переезжать в другую деревню, хозяйка спросила цыган, что будет с девочкой. Они ответили, что если она умрет, они выбросят ее тело где-нибудь в лесу. Тогда крестьянка стала просить их, чтобы оставили ей ребенка, и посулила за него хорошо заплатить. Цыгане были только рады такой сделке, и отдали ей сопливую девчонку. Кузьминова благодарила Бога, за то, что он, наконец, послал ей дочь. Она выходила девочку, и воспитала ее как родную. Цыганочка выросла, и ее отдали замуж в соседнее село Малахово. У нее родилось несколько детей. Шли годы. Дети завели семьи, родили своих чад.
В пожилом возрасте цыганка ослепла. Одна из ее внучек вышла замуж за ветчанского интеллигента – местного учителя. После свадьбы молодая женщина привела мужа к своей бабушке-цыганке, чтобы познакомить их. Когда она представила супруга, бабушка попросила, чтобы он подошел к ней. Тогда она протянула руку, и поводила ей около его лица, и сказала: «Ох, и некрасивый же ты!» Учитель действительно был не красавцем, и очень удивился, как старая цыганка это определила.
Эту историю нам поведал правнук ветчанской цыганочки, который и сейчас живет в деревне Ветчаны.
Глава семейства Фёдор Комиссаров принимал деятельное участие в становлении советской власти в деревне Ветчаны – был вовлечен в процесс раскулачивания зажиточных крестьян. Однако, многие односельчане не одобряли его. Однажды Фёдор раскулачил крестьянскую семью из соседней деревни Иванково. Нужно сказать, что большую часть конфискованного имущества активисты сдавали государству, остальное делили между собой. Фёдор, в числе прочего, взял себе клубки шерстяных ниток. Через некоторое время к его дому пришла хозяйка раскулаченного хозяйства, и стала просить жену Фёдора вернуть ей хотя бы нитки, чтобы связать вещи для своих малолетних детей. Жена Фёдора ответила, что ниток у нее нет, смекнув, что приходила эта баба неспроста. Как оказалось, в клубках было спрятано несколько золотых монет.
У Фёдора было трое детей. Дочери Нюра и Дуся родились нездоровыми. Они были маленького роста и хромали: у обеих одна нога была короче другой. Люди судачили, что это Господь наказал Фёдора за раскулачивание своих земляков.
Сын Иван родился здоровым, но небольшого роста. Он был очень шустрым пареньком. Во время войны трудился бригадиром молодежной бригады в колхозе. После войны уехал в город, женился, получил квартиру. Но детей у него не родилось. Когда жена умерла, её племянник начал спаивать Ивана, чтобы завладеть квартирой. Вскоре Иван умер. О его смерти сообщили сестрам, которые сначала не поверили в это. Проводить брата в последний путь они не смогли – им было тяжело добираться до города.
Сестры Комиссаровы, несмотря на свои увечья, нашли своё место в жизни. Евдокия выучилась на фельдшера, работала и жила в Малаховской больнице. Анна жила с матерью в маленьком домике на два окошка. Она научилась шить и зарабатывала пошивом одежды.
Евдокия накопила денег и в 1959 построила новый, добротный, большой дом в четыре окна, в котором были две комнаты и кухня. Государство выделило ей велосипед, на котором она так и не смогла ездить. Потом ей выдали инвалидный автомобиль. Но и тут Евдокии не повезло - она врезалась в дерево и разбила машину. Ей сделали операцию на ногах, но неудачно – она больше не смогла ходить и передвигалась с помощью двух палок. Как-то к Комиссаровым через огород зашёл сосед, чтобы узнать не нужна ли им помощь. И чуть не заплакал – Дуся, лежа на земле полола грядки...
Вскоре Евдокия слегла и умерла. Анна пережила ее ненамного, проведя последние дни в сестринской палате Малаховской больницы.
Когда мы приехали в Ветчаны, в этом доме жила местная долгожительница – баба Груша (Аграфена Трофимовна Якушенкова) Она рассказала о судьбе своего отца Трофима Антошкина. В семье Антошкиных было много детей, и, когда родился Трофим, его решили отдать на воспитание в бездетную семью Ирины и Григория Шишовых, которые жили в доме напротив.
В дом приемных родителей Трофим привел свою жену Анастасию Родионовну, родом из соседней Сергеевки. У них родилось шестеро детей. Троих из них Трофим записал как Антошкиных, а остальным в том числе Аграфене дал фамилию Шишовы, таким образом, отдав дань родной и приемной семье. Трофим и его сын Иван погибли на Великой отечественной войне. Аграфена Трофимовна скончалась в возрасте 97 лет.
Раскулачивание – одна из самых спорных и трагических страниц в истории становления Советского государства. Не обошла кампания по уничтожению зажиточного крестьянства и Куршанский край. В архивах сохранились оперсводки и почто-телеграммы сотрудников ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление), которые позволяют нам узнать о драматических событиях тех лет.
1 июня в 6 часов вечера на улице у бывшего дома Марютина, ныне изба-читальня, состоялось собрание граждан по вопросам отвода земли колхозу и о новом законе с/х налога. Когда стал разбираться вопрос «разное», крестьянка-беднячка Битюкова Прасковья стала требовать от президиума собрания зачесть заявление раскулаченных о возврате им имущества… Было зачитано заявление жены заключенного под стражу кулака Марютина Филиппа о даче ему одобрения, и собрание постановило дать одобрение, как честному труженику. По окончании собрания часть женщин осталась в избе-читальне, среди коих были и жены кулаков Марютина Прасковья и Марютина Ефросинья, каковые стали просить женщин ввести их в дом. Женщины пообщались и толпой двинулись за вещами. Когда толпа женщин с вещами стали подходить к дому Марютиных, то присутствующие там выпившие бедняки: Семьяков Дмитрий и Нилов Владимир стали ломать окна избы-читальни и с кулаками набросились на члена комсомола Ефимочкина и Трушкина, на последнего Семьяков замахнулся перочинным ножом и порезал ему пиджак. В день вселения их Марютина Прасковья ходила по селу из дома в дом с подписным листом, с просьбой о возвращении им дома и просила крестьян постоять за них и спасти их от гибели. Встретив за часа полтора до выселения Семьякова Дмитрия просила его помочь в деле вселения их в дом и спасти их от гибели. Марютины Прасковья и Ефросинья нарочно выгоняют детей голыми на улицу с плачем, чтобы крестьяне видели, как они страдают. Марютина Прасковья дала своему ребенку, не имеющему зубов, грызть черный сухарь, от коего у ребенка из десен потекла кровь, и с этим ребенком ходила по улицам, чтоб крестьяне видели, что их оставили без хлеба, об этом факте может подтвердить гр. Красиков (член ВКП(б))
Советский аппарат у населения авторитетом
совершенно не пользуется. Пред. с/совета
Кудряшов Исай Михайлович происходит из
крестьян д. Борисково, середняк,
малограмотный, политически совершенно не
развит, самостоятельно не может разрешить
самого мелочного вопроса и зачастую
крестьяне с такими вопросами обращаются
непосредственно в РИК. Он не решался даже
препятствовать толпе женщин, вселяющих
Марютиных, у него на глазах нарушили
Советский закон, он абсолютно ничего не
предпринимал. Семья Марютиных,
насчитывающая 25 человек, в том числе
малолетних детей 10, выселена в одну комнату
размером 4х5 арш. Крестьяне, видя, как этот
пустующий большой дом Марютиных
постепенно рушится, недовольны, говоря, что в
одном доме живут по 25 человек, а другие дома
пустуют. Дом этот ранее занимался
Волисполкомом и с момента ликвидации его
пустует. Устроили там Нардом со сценой, но никакой абсолютно работы, как должно быть
Нардоме, не ведется.
Отобранные при раскулачивании в средних
числах февраля м-ца у Марютиных мельница и
маслобойка требовали незначительный
ремонт, а теперь же они находятся в самом
безобразном состоянии.
Для выселения Марютиных из дома должны
были выехать 2 человека: 1 из них милиционер, а второй пом. Уполномочен. УРО, но на самом
деле получилось другое. Обнаружено, что в
село Ветчаны приезжали 4 милиционера, Пом.
нач. РАО, Пом. Уполномочен. УРО и
следователь. Все были в форме и вооружены
винтовками и наганами, причем винтовки
снимались с повозок днем на глазах у
населения. Мнение крестьян создалось такое,
что они приехали не для выселения
Марютиных, а для ликвидации какой-либо
банды.
Марютины выселены из дома обратно туда,
где жили до выселения. На месте арестов не
производилось. В село Тума были вызваны два крестьянина Семьяков и Нилов, о коих указано
выше, и жена кулака Марютина Анисья,
каковые заключены под стражу и обвиняются
по ст.ст. 76 и 91 УК (хулиганство и
самоуправство).
92 человека. Столько уроженцев куршанских деревень стали жертвами политических репрессий в начале 20 века согласно данным региональных книг памяти.
В Андроново – 14 человек
В Борисково – 8 человек
В Ветчанах – 7 человек
В Иванково – 6 человек
В Култуках – 37 человек
В Малахово – 14 человек
В Сергеевке – 6 человек
21 ноября 1937 года тройка при УНКВД по Московской области приговорила к расстрелу двоих жителей д. Борисково по статье 58-10 УК РСФСР.
«Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст. 58-2 — 58-9), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой…
… при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении: наказание аналогично статье 58-2»
А именно: «расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства».
Приговор был приведен в исполнение 2 декабря 1937 года.
Приговоренными были сторож церкви Егор Алексеевич Зимаков 1877 года рождения и пекарь сельпо Семен Ефремович Сбитов 1898 года рождения. На момент вынесения приговора им было 60 и 39 лет соответственно.
По Указу ПВС СССР от 16 января 1989 они были реабилитированы.
Информацию о репрессированных можно найти в региональных книгах памяти, а также на сайтах «Открытый список» и «Мемориал».
This web page was started with Mobirise