О судьбах местных жителей

Куршанская цыганка


    Эта история началась во второй половине 19 века. В сельце Ветчаны, или, как в те времена его называли - Истомино, жила большая семья зажиточного крестьянина Кузьминова. У них было 11 сыновей, чем и объяснялся их достаток. Жена всегда мечтала о дочери, но Господь посылал ей одних мальчиков.
Однажды зимой в сельцо приехали цыгане. Так, кочуя от деревни к деревне, они переживали холодное время, останавливаясь в крестьянских домах. Обычно они находили пристанище у зажиточных хозяев.
     В ту зиму они поселились у Кузьминовых. У одной цыганки была маленькая больная дочка, которая чахла на глазах. Когда гости собрались переезжать в другую деревню, хозяйка спросила цыган, что будет с девочкой. Они ответили, что если она умрет, они выбросят ее тело где-нибудь в лесу. Тогда крестьянка стала просить их, чтобы оставили ей ребенка, и посулила за него хорошо заплатить. Цыгане были только рады такой сделке, и отдали ей сопливую девчонку. Кузьминова благодарила Бога, за то, что он, наконец, послал ей дочь. Она выходила девочку, и воспитала ее как родную. Цыганочка выросла, и ее отдали замуж в соседнее село Малахово. У нее родилось несколько детей. Шли годы. Дети завели семьи, родили своих чад.
     В пожилом возрасте цыганка ослепла. Одна из ее внучек вышла замуж за ветчанского интеллигента – местного учителя. После свадьбы молодая женщина привела мужа к своей бабушке-цыганке, чтобы познакомить их. Когда она представила супруга, бабушка попросила, чтобы он подошел к ней. Тогда она протянула руку, и поводила ей около его лица, и сказала: «Ох, и некрасивый же ты!» Учитель действительно был не красавцем, и очень удивился, как старая цыганка это определила.
Эту историю нам поведал правнук ветчанской цыганочки, который и сейчас живет в деревне Ветчаны.

Судьба семьи Комиссаровых

   Глава семейства Фёдор Комиссаров принимал деятельное участие в становлении советской власти в деревне Ветчаны – был вовлечен в процесс раскулачивания зажиточных крестьян. Однако, многие односельчане не одобряли его. Однажды Фёдор раскулачил крестьянскую семью из соседней деревни Иванково.        Нужно сказать, что большую часть конфискованного имущества активисты сдавали государству, остальное делили между собой. Фёдор, в числе прочего, взял себе клубки шерстяных ниток. Через некоторое время к его дому пришла хозяйка раскулаченного хозяйства, и стала просить жену Фёдора вернуть ей хотя бы нитки, чтобы связать вещи для своих малолетних детей. Жена Фёдора ответила, что ниток у нее нет, смекнув, что приходила эта баба неспроста. Как оказалось, в клубках было спрятано несколько золотых монет.
     У Фёдора было трое детей. Дочери Нюра и Дуся родились нездоровыми. Они были маленького роста и хромали: у обеих одна нога была короче другой. Люди судачили, что это Господь наказал Фёдора за раскулачивание своих земляков.
     Сын Иван родился здоровым, но небольшого роста. Он был очень шустрым пареньком. Во время войны трудился бригадиром молодежной бригады в колхозе. После войны уехал в город, женился, получил квартиру. Но детей у него не родилось. Когда жена умерла, её племянник начал спаивать Ивана, чтобы завладеть квартирой. Вскоре Иван умер. О его смерти сообщили сестрам, которые сначала не поверили в это. Проводить брата в последний путь они не смогли – им было тяжело добираться до города.
     Сестры Комиссаровы, несмотря на свои увечья, нашли своё место в жизни. Евдокия выучилась на фельдшера, работала и жила в Малаховской больнице. Анна жила с матерью в маленьком домике на два окошка. Она научилась шить и зарабатывала пошивом одежды.
     Евдокия накопила денег и в 1959 построила новый, добротный, большой дом в четыре окна, в котором были две комнаты и кухня. Государство выделило ей велосипед, на котором она так и не смогла ездить. Потом ей выдали инвалидный автомобиль. Но и тут Евдокии не повезло - она врезалась в дерево и разбила машину. Ей сделали операцию на ногах, но неудачно – она больше не смогла ходить и передвигалась с помощью двух палок. Как-то к Комиссаровым через огород зашёл сосед, чтобы узнать не нужна ли им помощь. И чуть не заплакал – Дуся, лежа на земле полола грядки...
      Вскоре Евдокия слегла и умерла. Анна пережила ее ненамного, проведя последние дни в сестринской палате Малаховской больницы.

Приемная семья

    Когда мы приехали в Ветчаны, в этом доме жила местная долгожительница – баба Груша (Аграфена Трофимовна Якушенкова) Она рассказала о судьбе своего отца Трофима Антошкина. В семье Антошкиных было много детей, и, когда родился Трофим, его решили отдать на воспитание в бездетную семью Ирины и Григория Шишовых, которые жили в доме напротив.
    В дом приемных родителей Трофим привел свою жену Анастасию Родионовну, родом из соседней Сергеевки. У них родилось шестеро детей. Троих из них Трофим записал как Антошкиных, а остальным в том числе Аграфене дал фамилию Шишовы, таким образом, отдав дань родной и приемной семье. Трофим и его сын Иван погибли на Великой отечественной войне. Аграфена Трофимовна скончалась в возрасте 97 лет. 

Трагедия семьи Марютиных

Раскулачивание – одна из самых спорных и трагических страниц в истории становления Советского государства. Не обошла кампания по уничтожению зажиточного крестьянства и Куршанский край. В архивах сохранились оперсводки и почто-телеграммы сотрудников ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление), которые позволяют нам узнать о драматических событиях тех лет.

1 июня в 6 часов вечера на улице у бывшего дома Марютина, ныне изба-читальня, состоялось собрание граждан по вопросам отвода земли колхозу и о новом законе с/х налога. Когда стал разбираться вопрос «разное», крестьянка-беднячка Битюкова Прасковья стала требовать от президиума собрания зачесть заявление раскулаченных о возврате им имущества… Было зачитано заявление жены заключенного под стражу кулака Марютина Филиппа о даче ему одобрения, и собрание постановило дать одобрение, как честному труженику. По окончании собрания часть женщин осталась в избе-читальне, среди коих были и жены кулаков Марютина Прасковья и Марютина Ефросинья, каковые стали просить женщин ввести их в дом. Женщины пообщались и толпой двинулись за вещами. Когда толпа женщин с вещами стали подходить к дому Марютиных, то присутствующие там выпившие бедняки: Семьяков Дмитрий и Нилов Владимир стали ломать окна избы-читальни и с кулаками набросились на члена комсомола Ефимочкина и Трушкина, на последнего Семьяков замахнулся перочинным ножом и порезал ему пиджак. В день вселения их Марютина Прасковья ходила по селу из дома в дом с подписным листом, с просьбой о возвращении им дома и просила крестьян постоять за них и спасти их от гибели. Встретив за часа полтора до выселения Семьякова Дмитрия просила его помочь в деле вселения их в дом и спасти их от гибели. Марютины Прасковья и Ефросинья нарочно выгоняют детей голыми на улицу с плачем, чтобы крестьяне видели, как они страдают. Марютина Прасковья дала своему ребенку, не имеющему зубов, грызть черный сухарь, от коего у ребенка из десен потекла кровь, и с этим ребенком ходила по улицам, чтоб крестьяне видели, что их оставили без хлеба, об этом факте может подтвердить гр. Красиков (член ВКП(б))
Советский аппарат у населения авторитетом совершенно не пользуется. Пред. с/совета Кудряшов Исай Михайлович происходит из крестьян д. Борисково, середняк,
малограмотный, политически совершенно не развит, самостоятельно не может разрешить
самого мелочного вопроса и зачастую крестьяне с такими вопросами обращаются непосредственно в РИК. Он не решался даже препятствовать толпе женщин, вселяющих Марютиных, у него на глазах нарушили Советский закон, он абсолютно ничего не предпринимал. Семья Марютиных, насчитывающая 25 человек, в том числе малолетних детей 10, выселена в одну комнату
размером 4х5 арш. Крестьяне, видя, как этот пустующий большой дом Марютиных постепенно рушится, недовольны, говоря, что в
одном доме живут по 25 человек, а другие дома пустуют. Дом этот ранее занимался Волисполкомом и с момента ликвидации его
пустует. Устроили там Нардом со сценой, но никакой абсолютно работы, как должно быть Нардоме, не ведется.
Отобранные при раскулачивании в средних числах февраля м-ца у Марютиных мельница и маслобойка требовали незначительный
ремонт, а теперь же они находятся в самом безобразном состоянии.
Для выселения Марютиных из дома должны были выехать 2 человека: 1 из них милиционер, а второй пом. Уполномочен. УРО, но на самом деле получилось другое. Обнаружено, что в
село Ветчаны приезжали 4 милиционера, Пом. нач. РАО, Пом. Уполномочен. УРО и следователь. Все были в форме и вооружены
винтовками и наганами, причем винтовки снимались с повозок днем на глазах у населения. Мнение крестьян создалось такое,
что они приехали не для выселения Марютиных, а для ликвидации какой-либо банды.
Марютины выселены из дома обратно туда, где жили до выселения. На месте арестов не производилось. В село Тума были вызваны два крестьянина Семьяков и Нилов, о коих указано
выше, и жена кулака Марютина Анисья, каковые заключены под стражу и обвиняются по ст.ст. 76 и 91 УК (хулиганство и
самоуправство).

Сестры Прасковьи

    Старшая Прасковья родилась 4 июня 1926 года, в возрасте 8 лет девочка тяжело заболела и родители уже не надеялись на ее выздоровление. Поэтому, когда в день Параскевы Льняницы – 10 ноября 1934 года у них родилась очередная дочь, они решили назвать ее в честь святой - Прасковьей. Однако, свершилось чудо и старшая дочка выздоровела. Так и вышло, что в одной семье двух родных сестер звали одинаково.
Кроме них в семье было двое сыновей (оба погибли на войне) и две дочери. Отец рано ушёл из жизни – как-то зимой он провалился под лёд и заболел воспалением лёгких, отчего вскоре скончался.
    Старшая Прасковья осталась работать в колхозе дояркой, за ударный труд была награждена грамотами и медалями. На ее плечи легла забота о матери и больной сестре. Кроме того, ей пришлось заняться ремонтом дома – вместе с лесником она заготавливала бревна для замены нижних венцов избы. Замуж Прасковья-старшая не вышла. Однако к ней часто приезжал племянник (сын Прасковьи-младшей), для которого она стала второй матерью.
    Младшая Прасковья после окончания школы уехала во Владимир, там вышла замуж и воспитывала двух сыновей. Работала она поваром и со временем стала мастером своего дела. Выйдя на пенсию, она вернулась в родную деревню и стала жить со старшей сестрой.
Долгое время они держали корову, когда стало тяжело – завели коз. В деревне их звали «две Пани».
3 марта 2014 года Прасковья-старшая скончалась. Младшая сестра пережила ее не намного – она умерла 10 августа того же года.
    Наша семья переехала в Ветчаны осенью 2013 года, поэтому мы успели познакомиться с сестрами. Они были одними из первых, кто рассказывал нам об истории деревни, жаль что знакомство это продлилось недолго.

На фото - Прасковья-старшая; младшая сестра Прасковья со своим мужем


Александр Ефимович Ларькин и его байки

Устин Ушанов

Устин Егорович Ушанов родился 30 мая 1881 года. 20 августа 1899 года в возрасте 18 лет он сочетался браком с Аграфеной Ивановной Исаевой, рожденной 14 июня 1882 года.
В 1902 году в семье родился сын Михаил. В том же году Устину исполнилось 21 год, а значит, осенью нужно было тянуть жребий для поступления на службу, ведь в Российской Империи с 1874 года действовала всеобщая воинская повинность. С 1-го ноября по 15-е декабря проходил призыв, все лица мужского пола, достигнувшие возраста 21 года, тянули жребий, согласно которому поступали или в ополчение, или на службу. Устину выпало второе. В то время срок службы составлял 18 лет. Из них 5 лет действительной службы и 13 лет в запасе.
Уже в 1904 году, то есть спустя 2 года после призыва, Устин получил звание старшего унтер-офицера, что в нынешней воинской иерархии соответствует званию сержанта. Получить его можно было при соблюдении трех условий. Первое – хорошая служба. Непосредственный начальник должен был отметить рядового и выписать представление. Звание присваивали только солдатам «хорошей нравственности, отличающихся способностями к службе и характером, необходимым для унтер-офицера». Второе – срок выслуги в звании рядового должен был быть более 1 года. Третье – кандидат в унтер-офицеры должен был пройти обучение в ротной школе. Там рядовых обучали письму, чтению и арифметике, преподавали Закон Божий, сведения об оружии и стрельбе, чтение карт и планов, окопное дело и т.п.
В тетрадях Устина Егоровича можно найти записи с расшифровкой условных знаков карт и планов, пояснения к непонятным терминам, выписки из полевого устава и гарнизонной части. Всему этому его учили при подготовке.
Помимо учебных записях в тетради Устин Егорович записывал стихи и тексты романсов, которые, вероятно, узнавал от сослуживцев.
В рапорте от 2 Апреля 1904 года мы находим, что начальник команды старший унтер-офицер У.Ушанов с подразделением численностью в 120 человек следует из города Новозыбкова Черниговской губернии (ныне Брянская область) в город Брест, а оттуда в город Остров Ломжинской губернии (ныне территория Польши). Там в Острове дислоцировался 24-й пехотный Симбирский пехотный полк, в котором и служил Устин Егорович.
Отслужив положенные 5 лет, Устин вернулся в деревню.
6 января 1908 года у Устина и Аграфены родился сын Степан, еще через два года – 19 января 1911 – сын Иван. 7 сентября 1913 появилась на свет первая дочь – Анна, а 14 февраля 1915 года вторая – Авдотья. Вероятно, вторую дочку Аграфена рожала уже одна, без мужа. Ведь летом 1914 года началась Первая мировая и Устин Егорович, находившийся на тот момент в запасе, был призван на службу. Воевал он в звании старшего унтер-офицер в 120-м пехотном Серпуховском полку. 3 июля 1915 года попал в плен и был направлен на работы в Австрию. Там он пробыл несколько лет. Как рассказывали его потомки, хозяева у которых работал Устин, предлагали ему остаться в Австрии, но его тянуло на Родину, и он решился бежать. Побег удался, и Устин Егорович оказался в Дании, где ему помогли вернуться в Россию. По воспоминаниям его племянницы домой он привез радиостанцию с наушниками и антенной.
За границей Устин перенял опыт ведения хозяйства. Например, забор вокруг своей усадьбы сделал по-австрийски – зигзагом. В деревне говорили, что таким образом он хотел прихватить больше земли, на самом же деле забор подобной конструкции отличался большей устойчивостью к ветру.
В 1910-х гг. Устин, как и его братья перешел жить на хутора. Там Аграфена родила еще троих детей. В 1921 году родился мальчик, которого нарекли Алексеем, но он не прожил и года – умер в возрасте 10 месяцев. Через два года 21 января 1923 года у Устина родился сын Василий, но и его судьба сложилась трагически. Когда мальчику исполнилось 8 лет, он заболел неким инфекционным заболеванием, отчего и скончался.
21 декабря 1925 года родилась девочка, ее нарекли Мариной. Это имя тогда было довольно редким в крестьянской среде, возможно, Устин услышал его, будучи за границей или же узнал во время службы в армии, где у него был широкий круг общения. Но сама Марина стеснялась необычного имени и, учась в школе, представлялась Машей.
Семья Устина Егоровича спокойно жила и трудилась на хуторе до конца тридцатых годов. С началом коллективизации у братьев Ушановых изъяли скот и сельскохозяйственный инвентарь. Согласно семейному преданию, раскулачивания и высылки на Север им удалось избежать благодаря дочери Устина – Авдотье. Девушка отличалась красотой, и в нее влюбился молодой человек, приехавший в Ветчаны из Ленинграда. Он состоял в рабочем движении «двадцатипятитысячников», участников которого направляли из крупных городов в колхозы на хозяйственно-организационную работу. Он то и убедил местные власти, что Ушановы – середняки, а не кулаки, и семья осталась жить на хуторе.
Впоследствии Авдотья вышла за него замуж, и они уехали в Ташкент. Там она родила дочь, но девочка вскоре умерла. Авдотья развелась с супругом и через некоторое время снова вышла замуж и уехала жить в Крым.
Но вернемся к судьбе самого Устина Егоровича. В 1936 году вышло постановление о ликвидации хуторов, и Ушановы постепенно переехали в Ветчаны. Устин Егорович поселился у поворота на Иванково. Работал заведующим на ферме. Говорят, в годы его руководства там была идеальная чистота. Это и неудивительно, ведь Устин Егорович тщательно изучал вопрос организации работы с крупным рогатым скотом. Например, среди его записей можно найти правила доения, вывешиваемых на датских скотных дворах.

«Доильщики помни!
1. Корова тоже живое создание. Хорошее обращение с нею облегчает работу и увеличивает удой.
2. Напряженная работа развивает вымя. Выдоивши начисто – от этого возрастают удои, а молоко выдаивается с большим содержанием жира, так как последнее молоко самое жирное.
3. Исполняй работу доения правильно. Захватывай сосок всей рукой. Выдаивай с помощью правильного сжимания пальцев. Не забывай слегка надавливать вверх в вымя, погладь ласково корову, окончив работу.
4. Соблюдай чистоту при доении, заботься о чистоте подойника. Мой руки до доения и во время него, не смачивай соски молоком, приходи на работу в чистом платье.
5. Обращай внимания на здоровье вымени. Нет ли опухолей, бородавок, а также болезненной чувствительности в вымени и сосках. Выходит ли молоко из всех сосков легко. Не выделяют ли некоторые соски коровы молоко, необычное по виду – тот час же сообщай об этом!
6. Будь аккуратен. Начинай работу всегда в положенное время точно. Выдаивай всегда по одному и тому же заведенному порядку.
7. Считай делом чести хорошо выполненное доение».

Однако на ферме не обходилось без происшествий. Однажды из стада пропала корова. Понимая, что отвечает за казенное имущество головой, Устин Егорович отправился на поиски верхом на лошади. В тот день с ним случалось несчастье: пробираясь через густой лес, он выколол веткой глаз.
Примечательно, что Устин Егорович вел дневник, в котором записывал сведения из истории деревни и своей семьи, делал заметки относительно ведения хозяйства, собирал понравившиеся стихи. Этот ценный артефакт сохранила его внучка – Лидия Максимовна, благодаря этому мы узнали много интересного.
Устин Егорович Ушанов скончался 27 апреля 1967 года в возрасте 85 лет. 

Семья Лариных

Василий Степанович Ларин (1941-2003 гг.) уроженец д. Ветчаны. Его родители Степан и Александра Ларины жили в начале деревни, около р. Ушер. Степан погиб на ВОВ. Александра скончалась в преклонном возрасте.
Василий Степанович работал механизатором в совхозе. В 1986 году занял первое место в уборке урожая, намолотив 140 тонн зерна.
Василий Степанович был женат на Митраховой Пелагее Трофимовне, уроженки д. Иванково. Ее отец Трофим Митрахов погиб на ВОВ. Её мать Евдокия трагически погибла, когда поехала в лес за дровами – её придавило бревном.
Василий Степанович и Пелагея Трофимовна воспитали четверых детей. 

Иван Павлович Замилов

Иван Павлович Замилов житель деревни Княжи. До войны он служил матросом на крейсере «Красный Кавказ». Оборонял Севастополь в 42-м. Потом воевал в Сталинграде морским пехотинцем. От Волги до моря, до Кенигсберга дошел пешком. После войны взялся было за старое ремесло – рыть колодцы. Однако с ранами рыть колодцы было тяжело. Поэтому Замилов стал трудиться грибоваром. 

«– Производство – проще и не придумать! Однако ответственное. Гриб бывает червивый, гриб, бывает, помнут, гриб может попасть ядовитый. Я должен в оба глядеть. Ну и варка тоже – не чай скипятить: промывка в нескольких водах, в меру положи уксус, в достатке корицу, лавровый лист, а главное – с солью не промахнуться!»

Иван Павлович был не единственным в этих краях грибоваром. Но конкурентов всегда побеждал аккуратностью и добросовестностью в расчетах.
В свободное время он частенько брался за баян, заводя милую сердцу мелодию «Раскинулось море широко». Не расставался Иван Замилов и с другим атрибутом своего морского прошлого – тельняшкой.

Дом Ивана Павловича и сейчас стоит в Княжах. А окна его украшены наличниками, да непростыми –давний друг знаменитый плотник Замилова Иван Иванович Пушкин из соседней деревни Норино когда-то выточил на своем станке накладные детали — круглые, как крепкие ножки грибов-подосиновиков.

По очерку В.М. Пескова «Подарок лета»
Фото Ивана Замилова - В.М. Песков

Репрессированные куршаки

92 человека. Столько уроженцев куршанских деревень стали жертвами политических репрессий в начале 20 века согласно данным региональных книг памяти.

В Андроново – 14 человек
В Борисково – 8 человек
В Ветчанах – 7 человек
В Иванково – 6 человек
В Култуках – 37 человек
В Малахово – 14 человек
В Сергеевке – 6 человек

21 ноября 1937 года тройка при УНКВД по Московской области приговорила к расстрелу двоих жителей д. Борисково по статье 58-10 УК РСФСР.

«Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст. 58-2 — 58-9), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой…
… при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении: наказание аналогично статье 58-2»
А именно: «расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства».

Приговор был приведен в исполнение 2 декабря 1937 года.

Приговоренными были сторож церкви Егор Алексеевич Зимаков 1877 года рождения и пекарь сельпо Семен Ефремович Сбитов 1898 года рождения. На момент вынесения приговора им было 60 и 39 лет соответственно.

По Указу ПВС СССР от 16 января 1989 они были реабилитированы.

Информацию о репрессированных можно найти в региональных книгах памяти, а также на сайтах «Открытый список» и «Мемориал». 

Наши контакты

д. Ветчаны Клепиковский район Рязанская область 

vetchany@gmail.com

© Copyright 2021 http://ветчаны.рф/ 
ВЕТЧАНЫ ­­­ СТОЛИЦА КУРШАНСКОГО КРАЯ

This web page was started with Mobirise

We use cookies to give you the best experience. Read our cookie policy.