Костюм Куршанки

 Народный костюм несёт в себе огромное количество информации, посмотрев на него зачастую можно сказать, где его носили, кем по статусу являлся его владелец. Костюм куршанок всегда также имел ряд особенностей и привлекал внимание этнографов. Н.И. Лебедева обратила внимание на особенный орнамент на передниках куршанок, по её словам в нём угадывались литовские мотивы. Особенности куршанских понёв отмечала М. Н. Мерцалова: «Такой же способ тканья и такие же рисунки расцветки бытовали в Литве… …Но куршанские понёвы свидетельствуют о более ранних поселениях. Они относятся к тем далёким временам, когда происходило ещё первое заселение Мещёрского края славянскими племенами»

В Рязанском историко-архитектурном музее заповеднике хранится костюм молодой крестьянки из села Ветчаны конца XIX - начала XX века. Наряд включает белую полульняную рубашку с вставками из кумача, отделанную вышивкой и тканым узором, красную клетчатую легкую поневу (набедренная одежда для девущек на выданье и замужних женщин) с поперечным орнаментом и хлопчатобумажной красной клетчатой прошвой спереди, запан (передник) из разноцветных полос с рисунком, кумачовый навершник (женская нагрудная одежда, надевалась поверх рубахи, понёвы) с вышивкой, цветными лентами, тесемками и цветными кружевами понизу, «сороку» и ситцевый набивной платок, онучи и лапти.

Отличала куршанок тяжелая двухосновная понёва на посконной основе со сложным бранным рисунком (рисунки были как правило белые с чёрным и небольшим количеством желтого). Верхний слой выполнен из шерсти и украшен ромбами с узором внутри, такой орнамент обозначал засеянное поле и служил символом плодородия. Особенным был цвет прошвы - прямоугольной вставки спереди и с боку, на курше её делали из более лёгкой холщовой ткани. В селе Ветчаны, например, бытовала прошва из белой в красную клетку хлопчатобумажной ткани домашнего крестьянского производства, с тканой или вышитой каймой.

Важнейшем элементом одежды служил пояс, создавая круг, он защищал от нечистой силы. В Ветчанах носили тканную кромку (пояс) из шерсти, украшенный бисером и бахромой.

Особым был костюм надеваемый в день погребения. У куршанок было принято поверх длинной холщовой рубахи надевать понёву из ткани, выкрашенной корнем марены, полученный тёмный, красно-бурый цвет символизировал цвет застывшей крови. 

Отдельно стоит обратить внимание на особенности вышивки, украшающей  элементы костюма. Отличительные черты мещерской вышивки: тщательная проработка деталей, мелкие своеобразные узоры, гладкая поверхность вышивки, на которой отдельные мотивы сливаются в плоскости орнамента. В селениях Касимовского уезда кроме обычной белой и красной вышивок бытовала вышивка с черным шелковым контуром, который заполняли гладью. Вышивали шелковыми нитками нежных оттенков, полученных с помощью натуральных красителей (во второй половине 19 века появились яркие анилиновые краски, которые вытеснили натуральные и разнообразили цветовую гамму костюма). Также для украшения использовали металлические нити и блестки. Чаще всего жительницы Мещеры использовали геометризованные растительные мотивы для вышивки. Долгое время в мещерской вышивке можно было увидеть солярные символы, как свидетельство уединения жителей Мещеры, в условиях которого сохранились такие древние черты.


Свадебные ритуалы

    Свадьба всегда была особым событием, как и для семей жениха и невесты, так и для всей деревни, при этом в разных селениях могли существовать разные традиции и обычаи: куршацкие свадьбы тоже имели ряд особенностей.
Так традиционно во многих селениях Рязанской губернии ведущий свадебный ритуал со стороны жениха женатый мужчина назывался дружко, в Ветчанах же его именовали кнýтник.  
    Свадебный ритуал в Ветчанах сопровождался корильными песнями. По-настоящему корильные песни (то есть ругательные) исполнялись в четырех ситуациях:
1) накануне венчального дня при посещении родней жениха невесты;
2) при встрече свадебного поезда, приехавшего за невестой в день венчания;
3) на «посаде» невесты при выдворении гостей из-за стола;
4) при усаживании невесты в повозку для поездки к венчанию.
В Ветчанах употребляли глагол «дразнúть» («дражнúть»)
Например, «дразнили жениха»:


Ох, кривоног, ох, кривоног,
Не таскайся край ворот.
Край ворот табачники едут.
Приехали табачники ‒
Привезли вшей на гашнике


    Особенностью куршанских свадеб также был традиционный элемент одежды невесты –туникообразная нагрудная одежда типа навершника, длинная, без рукавов .
    Известен был обычай раразмещения сватов под балкой: «Сватал отец с матерью, садились под среднюю балку на потолке» 
Вероятно балка была символической вершине дома, ассоциируемой с главой се-
мейства, с хозяином, которым должен стать жених в своей будущей молодой семье.
В куршацких селениях Ветчаны, Борисково и Андроново, балка считалась территорией мужчин-плотников, специально обживаемойими в ритуальном отношении. Так, поднятие потолочной балки обставлялось целым ритуалом,.В селениях Ветчаны и Борисково в 1960-е годы на поднимаемую балку вешали шубу, «чтобы было в избе тепло». В соседней д. Андроново на поднятойбалке плотники, хозяин и мужики-односельчане выпивали и закусывали. Следовательно,потолочная балка, высоко расположенная над землей, являлась сугубо мужской территорией.

Егорьев день

    6 мая отмечается Егорьев день – день памяти святого великомученика Георгия Победоносца.
В Малахово говорили: «Егорьев день лист в полушку – клади зерно в кадушку. Лист в пятак проработаешь лето за так.
    К Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, его воспринимали как большой праздник. Перед выгоном всех животных предварительно выпускали во двор. В доме зажигали лампадку, в сковороде разжигала угли, клали ладан, можжевельник, доставали святую воду и берёзовый веник, который хранили с Троицы. С пасхальной свечой, иконой Георгия Победоносца обходили 3 раза скотину и кропили святой водой.
    В Ветчанах пасхальным яйцом обкатывали корову со словами: «Как яичко гладко и кругло, так коровушка моя будь гладка и сыта». Выгоняли корову в поле вербой, срезанной в Вербное воскресенье. Её хранили в Малахово у икон, Колесниково в сенях.
    В Акулово к Егорову дню готовились заранее: мыли полы, убирались, пекли пироги, блины, варили яйца. Собирали сход жителей, на котором нанимали пастуха. Было поверье, что пастух, нанятый на Егорьев день, обеспечивает сохранность стада на весь сезон. В поле собирался сход, на которам предлагались пастухи. Первый задаток за пасьбу давали к Егорьеву дню. Каждый день собирали пастуху сумку, в которую клали яйца, бутылку молока, хлеб. Летом – огурцы, лук. Картошкой и мясом расплачивались по осени
   В Малахово и Акулово существовал пастушеский промысел. «Пастухи были знатные – уходили в отход на летний сезон в деревни Клепиковского района и Владимирской области.
    В народе считалось, что пастух должен знать специальные заговоры. Эти заговоры на Курше хранили в рукописном виде. Пастух всегда хранил их при себе и читал при первом выгоне и по большим праздникам, обходя стадо:
«Спасителю Победоносцу и Чудотворцу!Отче наш, Георгий, спаси и сохрани нашу скотинку в тёмных лесвах, в жутких местах от диких зверей, от плавучих змей и от злых людей. Аминь» 

Троица

Жители Ветчан и Борисково в этот праздник ходили "завиваться" — все вместе шли к реке Курше, там на пригорке устраивали гуляния. Девушки одевались в лучшие наряды: борисковские были одеты в бордовые кофты и платья с синими выставками и кружевами. Народ пел песни, посвящённые Троице, вили венки из березы и надевали на головы.
Также бытовал такой обряд: на березе, не срывая веток, плели венок. Затем два человека становились по обе стороны от венка, целовались через него и обменивались крашенными яйцами.
Парни устраивали кулачные бои. Говорят, в них чаще побеждали более ловкие борисята, несмотря на то, что ветчанцев было больше. Традиция эта сохранялась вплоть до семидесятых годов.
Сегодня Троица п-прежнему особенный день для куршаков. Жители деревень съезжаются отовсюду, чтобы посетить кладбище и почтить память своих предков, а заодно и встретиться с земляками.

Наши контакты

д. Ветчаны Клепиковский район Рязанская область 

vetchany@gmail.com

© Copyright 2021 http://ветчаны.рф/ 
ВЕТЧАНЫ ­­­ СТОЛИЦА КУРШАНСКОГО КРАЯ

Site was built with Mobirise

We use cookies to give you the best experience. Read our cookie policy.