Ветчаны

Первое упоминание

Деревня Ветчаны впервые упоминается в 1629-30 гг. в составе Старорязанского стана, в «Поместных приказах» 1646-1647 гг. сообщается:
«В волости Курше деревня Ветчаная на суходоле».


 Происхождение названия

Этимология названия неизвестна. Существуют множество версий относительно происхождения топонима. Е. Ф. Будде сближал Ветчаны с этнонимом «вятичи», усматривая в сходстве этих наименований следы заселения заокского края вятичами. А. П. Мансуров высказал предположение о финском происхождении данного топонима. По мнению В. Т. Ванюшечкина, исходная форма Ветчаная возникла из древнерусского слова ветчаный - «старый», «ветхий», то есть такое имя получило селение из-за обветшалых жилищ и построек. Однако не исключена связь первоначального названия Ветчаная с рязанскими диалектизмами ветка - «участок земли, вдавшийся узкой полосой в чужие земли», и ветчанин - «владелец ветки земли».


Помещики


По данным российского государственного архива древних актов Ветчанами владели: в 1678 - стольник Василий Андреевич Сонцов-Засекин, в 1747-1762 - генерал-майор Василий Васильевич Нарышкин
В начале XIX века деревня принадлежала князю Петру Михайловичу Волконскому. В 1813 г. пленными французами в Ветчанах была построена для него большая усадьба с ландшафтным парком.
Имение по наследству перешло сыну Петра Михайловича Григорию Петровичу. Именно при нем в деревне произошли существенные изменения: согласно манифесту Александра II была проведена крестьянская реформа. Об этом свидетельствует уставная грамота - документ, в которм зафиксирована передача крестьянам земли, а также описаны их повинности. Ниже приводим выдержки из уставной грамоты. 

По сведениям, приведенным в книге «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» внучка Петра Михайловича, княгиня Елисавета Григорьевна «променяла эту лесную дачу на казённые земли Борисоглебского у. Тамбовской губ.». Видимо, та же участь постигла и бывшую собственность князя в Ветчанах.
В конце XIX века усадьбу занимал лесничий Куршинского лесничества Станислав Генрихович Нат – зять Александра Ивановича Куприна. Известный писатель в 1897-1899 гг. наездами гостил у сестры, о чём свидетельствуют и его произведения: «Мы жили тогда в Рязанской губернии, в ста двадцати верстах от большого торгового села Тума. "Тума железная, а люди в ней каменные",— так местные жители сами про себя говорили. Жили мы в старом, заброшенном имении, где в 1812 году был построен пленными французами огромный деревянный дом с колоннами и ими же был разбит громадный липовый парк в подражание Версалю», и письма: «Охотился на глухарей в Касимовском уезде»,— сообщал он Бунину в 1899 году.
О жизни самой деревни в то время свидетельствуют записи в Энциклопидическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «Ветчаны, Истомина тож — деревня Касимовского уезда, на речке Ушар, в 50 верстах от г. Касимова. Дворов 155, жителей 1117. Школа, 3 маслобойни, 2 ветряные мельницы, 2 шерстобитки, крупорушка, кузница, кирпичный завод и 3 лавки. Главные промыслы: плотничество, пилка и рубка дров.»
В какой момент деревня стала называться Истомино, история умалчивает.


Отмена крепостного права

Из уставной грамоты (документ, фиксировавший отношение помещика с временнообязанными крестьянами в России по "Положениям" 19 февраля 1861. У. г. устанавливала размер пореформ. надела и повинностей )

По 10-й ревизии мужского пола душ:
- Крестьян 399
- Дворовых 0

В пользовании крестьян до обнародования положения состояло
Под усадебной оседлостью до 70 д. 1200 с.
Выгонов до 444 д. 927 с.
Покосами до 790 д. 1644 с.
Пашнего до 986 д. 1266 с.
Всей Земли до 2992 д. 237 с.
д. - демятина 1 дес = 1,0925 га = 2400 кв. саженям
с. сажень 1 саж. = 4,55225 м²

Надел до реформы составлял на каждую душу крестьян до 5 д. 1787 с. 
Высший душевой надел для местности в которой находится имение после реформы ­- 4 д.
Всего дворов в селении 128

До обнародования положения крестьяне исполняли повинность, а именно платили оброк - с тягла 16 р. 67 к. серебром, доставляли с тягла по 40руб. сена, обрабатывали 50 дес. озимого и 50 дес. ярового, убирали 5 дес. лугов и кроме того возили лес и исполняли другие хозяйственные работы.
После вступления в силу положения.. повинности прекращались, за предоставленные в постоянное пользование крестьян в количестве 4-х дес. на душу назначен оброк с каждого душевого надела 9 руб., а со всех 399 душевых наделов 359 руб. в год.
За исправное отбывание повинностей "ответствует круговою порукою все общество".

К сей уставной грамоте управляющий Князя Волконского Франц Бикерт
сельский староста Василий Артамонов и уполномоченные от Ветчинского сельского общества
1862 года июня 13 дня мировых посредников касимовского уезда 3 участника прибыли в дер. Ветчинную и при посторонних добросовестных дер. Невировой (Неверово) князя Оболенского Егора Максимова, дер. Чуфиловой Г. Чапышева (?) ... Никитина и ... деревне Г. Лубяповского Филиппа Павлова сия уставная грамота из ветчанского общества Егор Иванов, Иван Акимов, Иван Исаев, Степан Петров, Николай Иванов, Ларион Иванов.

По данным на 1906 год в Ветчанах 205 дворов. Население: 1320 человек (645 мужчин и 675 женщин).
В деревне была земская школа, фельдшерский пункт, казенная винная лавка, 3 ветряных мельницы; располагалось  Куршинское лесничество. 

Волостным старшиной Ветчанского волостного правления в 1914 году был Алексей Степанович Шелехов.

Столыпинская реформа

В начале XX века, когда крестьянство оправилось от гнета крепостного права, начали появляться крепкие хозяйства. Среди прочего этому поспособствовала столыпинская аграрная реформа. Одним из направлений реформы была борьба с чересполосицей. Кратко поясню, в чем суть этого явления. Дело в том, что по сложившимся правилам, участки, принадлежавшие одному хозяину, могли быть разбросаны по большой территории вперемежку с чужими. Это затрудняло обработку земель, а кроме того приводило к спорам о границах наделов. Столыпиным было предложено выделять каждому хозяйству один компактный участок – хутор или отруб. Хутор предполагал, что дом и хозяйство крестьянина будет располагаться непосредственно на выделенном участке. При этом для тех, кто переводил свое хозяйство на хутора, выделялись беспроцентные ссуды на перенос построек и мелиорацию.
Такой опыт был и у жителей Ветчан. На хутор переехала жить семья Ушановых.
В 1913-1914 году братья Ушановы и семья Максима Федина вышли из деревенской общины и получили землю у реки Курши. К 1914 году некоторые из братьев уже поставили на хуторе дома и переехали туда жить.
Один из братьев – Устин Егорович Ушанов описал процесс отделения от общины и перехода ну хутора (текст адаптирован, но стиль изложения и выражения автора сохранены).
«Это дело было в 1902 году. Жизнь крестьян деревни Ветчаны становилась очень трудной по хозяйственным отношениям, полевые работы становились настолько тяжелы и не выгодны для крестьян, потому что все, что было нужно … Ветчан. …. (отсутствует фрагмент страницы)
Много было задано новым вопросов для обсуждения своего хозяйства. Оным задавали вопросы другим. Деревня наша длинна .. .. … поля. Землей прилегающей к концам пусть будут владеть те концы, к коим она примыкает, так зачем же мне или тебе ездить с конца на конец бесполезно провожая время. Многие поняли эту правду и дали другим согласие на это, но вот тут-то и труд, чтобы узнать, как поровней разделить эту землю. Этого мы и не можем.
Этот вопрос становился временно в затруднении и оставался как бы забытым. Но и была такая сторона, которой реформа земли была не так выгодна, потому что эти люди жили по возможности по середине деревне, им все-таки не так была трудна как нашим деревенским концам. Середина старалась всецело скомбинировать эту реформу и не допущать таковую. Потому что эти люди были первые кулаки в обществе, и они крутили деревню и можно сказать терзали ее. Что они не скажут, то должно быть по-ихнему.
Видя, что нет никакой пользы, некоторые люди от разных пересудов и оспариваний на всевозможных выдающихся реформ, что не производят в дело, а остается только … … …
То таковых людей собралось небольшая горсть и постановила: действовать заедино и выдумать что-либо более полезное. Но вот, но вот на помощь к ним является временное правило от 9 ноября 1908 года. Хуторское и отрубное хозяйства. Рассчитав, что такое очень выгодно и полезно для ведения своего хозяйства. Горсть этих людей состояла из братьев Ушановых и других товарищей. Они, точно как бы забирая крепость или какое-то укрепленное место, с криком Ура! постановили заедино действовать энергично.
Но хуторское ведение хозяйства к нему надо перейти только с содействием землеустроительной комиссии. Но все не так близко был знакомы с ней и мало имели об ней понятия. Чтобы разузнать, в чем это дело находится, они разослали от себя людей разузнать, что нужно делать и поступать таковыми, все было устроено и узнать быстро, и послать отношения к землеустроительной комиссии. Но Ушановым и час от ожидания становился годом, что и как поступит комиссия с таком. Они ударились с таковыми просьбами , чтобы как можно скорее приступить к делу. Действительно просьбы были им удовлетворены. Но вот зимою приезжает непременный член и объясняет: «Где хотите поселиться?». Мы заявляли к берегам реки Курши к границам казенной земли церковной, вдали от деревни. Но на эту тему, высказанную нами, выступили два деревенских как то главный Кузин Терёха и Малахов Федор: «Не давать им нечего и нигде». Тогда непременный член приказал замолчать, и люди замолчали. Речь была непременного члена: «Ежели вы не укажите, где посадить Ушановых, то я сам, где мне хочется там и посажу».
Тогда с шумом и криками было произнесено Кузьминым (Кузиным), что «в Гришину Гришину!». Видя, что это происходит какая-то наглость, а не сущность, хотя не был на местности, но понял что это несправедливость. Тогда приказал, что замолчать и дать настоящий ответ, тогда ему подали план дарственной. Место Поличка, где и пока остановился. Затем мужики кое-какие предложили ему раздел общества. Он им посоветовал и указал, как поступить. Мужики по указанному составили и подписались к оному.
Что же вышло весной? Был командирован межевой землемер. Обошел границу и заканчивал свои работы. Но общество, готовясь к дележу каковым порядком, совершенно не тем, каковым мы его ожидали. Когда приехал, общество встретило его недобросовестно, говоря кой его черт сюда, чего ему делать
Но все это время Ушанов был в городе по своим делам, некасающихся общества, и в это время ему по пути было поручено отношение непременного члена Старост. Узнав об этом, общество говорит, что они (Ушановы) призвали землемера на нашу шею. Но народ не подразумевал, что просьба была исполнена, и по их просьбе был командирован межевой. Потребовал землемер рабочих для произведения работ. Староста нанял рабочих. Но народ говорил, что мы не будем платить за работу деньги, пусть заплатят Ушановы.
Но причем же здесь Ушановы и к чему все это. Очень сильно почему-то негодовал Андрей Васин. Как на все производимые работы, так равно и на раздел общества
Но волей или неволей народ разделился и задавали себе вопросы где и как начать раздел? Одни тянули по границе барской, тянули из проулка усадьбы, Николашкинова на Чевырин завод. Один конец не желает уступить луга, другой забирает все по барскую.-
В одном конце обдумывают планы дележа, чтобы был выгодный для таковых. Кондуктор казенного лесничества Иван Маркович убеждал не уступать не одного шага Ушарским, что раздел общества будет выгодным только вам, а не ушарским.
Был на маленьком осуждение и что же и что же вижу: один свои удобства, а другой свои удобства . И даже посягают на честь друг друга и что же в ихай брани ругани видно безумия и безобразие …»
Получив, в конце концов, земли у реки Курши, Ушановы быстро взялись за преображение выделенного участка. Почвы у Курши были влажные, местами заболоченные, поэтому пришлось копать систему мелиоративных канав, рыть баклуши. На богатой почве бывших болот стали расти луговые травы. Луга Ушановы огородили, чтобы коровы деревенских жителей там не паслись. Но крестьяне позавидовали богатым лугам и стали возмущаться. Для разрешения спора вызвали городового.
Отец ветчанского старожила Александра Ефимовича Ларькина рассказывал сыну, что помнит этот случай. Тогда ему было примерно 7 лет. Мужики недовольные, как они считали, произволом Ушановых, напоили прибывшего городового. Под его прикрытием малолетние мальчишки стали ломать прясла, ограждавшие луга. Ушановы стали жаловаться городовому, но тот ответил, что никак не может повлиять на крестьян.
Сейчас сложно сказать, кто был прав. Земельные участки должны были иметь четкие границы. А.Е. Ларькин утверждал, что Ушановы незаконно захватили луга. Но тот факт, что ломать изгородь отправили мальчишек, напоив перед этим городового, наводят на мысли, что Ушановы огородили свою землю. А завистливые крестьяне хотели пасти там свою скотину. К тому же, если земля была захвачена незаконно, городовой имел право обвинить в этом Ушановых, в то время как он, судя по рассказам, старался остаться в стороне от конфликта. Жизнь Ушановых на хуторах продлилась недолго, с приходом советской власти хуторную систему отменили. Семьи братьев Ушановых были вынуждены вернуться в деревню и начинать вести хозяйство заново.


После революции 

Непростые времена настали в Ветчанах с приходом советской власти и коллективизацией.О чём свидетельстуют многочисленные телеграммы окрисполкома о чрезвычайных происшествиях в ходе коллективизации, так 2 марта 1930 Начальник Рязокротдела ОГПУ Извеков сообщает: В с. Ветчаны — молодежь распевает: «Разобьем мы всех колхозников, как снег и дорожную пыль», припевы «долой, долой колхозы».
Ранеее он же пишет «Дер. Ветчаны. 26-го февраля утром собралась толпа женщин до 100 чел., ходили по деревне с криками: «долой колхозы», демонстрация проводилась в знак протеста против ареста попа села Куршы Грацианско-го 24/II, арестованного бригадиром по неизвестным причинам.»

Не оставались равнодушными ветчанцы и к судьбе раскулаченным соседей:
«25-го апреля в с. Ветчаны, Тумского р-на, на собрании по вопросу найма пастухов и отвода земли под усадьбы, жена кулака Мишина (арестован) подала заявление с просьбой вселить ее в их дом и возвратить усадьбу. Собрание высказалось за удовлетворение ее просьбы и постановили ходатайствовать об этом перед Райисполкомом, мотивируя тем, что Мишин не кулак, а бедняк и труженик.

27/IV в 3 часа дня толпа женщин в количестве 100 человек с иконами, хлебом и солью подошли с пением «Христос Воскресе» к дому Мишина и вселили его семью в ранее занимаемое им помещение. В этот же день была попытка со стороны гр-н 2-го об-ва этого же села вынести постановление о возвращении имущества и вселении в дома всех раскулаченных кулаков. После разъяснения рабочей бригады гр-не от постановления отказались. Попытка вынести такое постановление была вызвана подачей заявления кулаками, мотивирующими отсутствием средств к существованию.
14-го апреля с.г. таким же путем, как и в с. Ветчанах, была вселена кр-ми с. Курши семья священника, причем сам поп от вселения в свой дом категорически отказался из-за постановления РИКа.»

31/V-30 г. в с. Ветчаны, Тумского р-на, толпа женщин около 150 человек выгнала семьи колхозников из 2-х домов, отобранных у раскулаченных, и вселила последних в их дома.
Райуполномоченный выехал на место для производства расследования.
Пом. Нач. Рязокротдела ОГПУ (Одинцов)

В ночь на 5 июня 1930 г. в дер. Иванково, Тумского района, пожаром уничтожены постройки, принадлежащие гражданам: Долговой Василисе, Китаевым Григорию и Тимофею и Фролову, как жилые, так и надворные, сгорело в огне 4 коровы, 1 поросенок, 2 теленка, домашние вещи и инвентарь, по числу последних пожар является третьим, горят строения в одном и том же месте подряд. По делу задержан и находится под стражей гр-н дер. Ветчаны, Тумского района, Бондарев Иван Николаевич, последний за подозрение в умышленном поджоге, в селении найден кусок щепы, на которой химическим карандашом написано — угроза с предупреждением о пожаре всего селения, ведется следствие.



Наши контакты

д. Ветчаны Клепиковский район Рязанская область 

vetchany@gmail.com

© Copyright 2021 http://ветчаны.рф/ 
ВЕТЧАНЫ ­­­ СТОЛИЦА КУРШАНСКОГО КРАЯ

Made with Mobirise html templates

We use cookies to give you the best experience. Read our cookie policy.